k's (andeadd) wrote,
k's
andeadd

"Старый знакомый"

Весь день катались на лыжах с Ксюшкой; лыжи ультрасовременные, пластиковые, но, поверьте мне, едут намного ХУЖЕ, чем те, которые были в моём детстве. Потому что ТЕ лыжи были из натурального дерева, а эти - ебучая химия; стопудово их прессуют из того же материала, что и Доширак.

Но речь не об этом, речь о КИНО.

Каждый из нас с младых ногтей знает и любит не то чтобы гениальный, но весьма неплохой фильм Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" 1956 года; неплохой, прежде всего, благодаря сценкам с упоротым бюрократом Серафимом Огурцовым в исполнении Игоря Ильинского.

Спустя 13 лет, в 1969 году, Ильинский решил сесть в режиссёрский пульт и залезть на режиссёрское кресло, чтобы повторить успех "Карнавальной ночи", сняв её сиквел всё с тем же Огурцовым - на этот раз в качестве центрального персонажа.


Из сабжа мы узнаём, что за прошедшие с приснопамятной Карнавальной ночи годы Огурцов женился на своей придурковатой секретарше и взял себе в замы Некадилова, лектора про жизнь на Марсе; с их помощью Огурцов должен выполнить очередное задание обкома партии - организовать современный Парк Культуры, т.е. стать прото-Капковым, если вы понимаете о чём я.

Диспозиция та же, что и в "Карнавальной ночи" - косный Огурцов против свободомыслящей молодёжи; в союзники к молодёжи добавили седого как лунь и печального как рыба-Пьеро Николая Рыбникова; Господи каким он парнем был, как в поля с гармошкой выходил в "Весне на Заречной улице", а тут абсолютно сломленный человек с безжизненным экстерьером тихого алкоголика; не знаю его биографию, но что-то видимо с ним случилось в середине 60-х, какая-то лихая беда...

Но основная причина общей слабости кинофильма - это непосредственно Огурцов; он тащил на себе "Карнавальную ночь", не будучи главным героем; став таковым в сабже, он, как ни парадоксально, уверенно тянет фильм на дно.
Похоже, Ильинский самонадеянно рассчитывал, что зрителю Огурцов так полюбился, что успех сиквелу обеспечен по-любому; но нет - в отсутствии достойного ТЕКСТА уморительный персонаж вянет как роза в доменной печи, зрителям только остаётся недоумевать - почему Огурцов был так хорош раньше и почему сейчас он вместо смехуёчков вызывает беспощадную скуку.

Впрочем, по аналогии с "Карнавальной ночью" здесь тоже есть второплановый персонаж, который спасает фильм - это кочующий КРЕАКЛ, организатор массовых мероприятий режиссёр-постановщик Самецкий в исполнении Владимира Этуша.

Ебливый творческий трутень - это пожалуй ИСЧЕРПЫВАЮЩАЯ характеристика Самецкого, и что-то я не припомню в советском кино настолько ярких представителей такого типажа. Самецкий берётся устроить в честь придуманного им самим Международного Дня Водолаза шокирующее супершоу с участием Евгения Моргунова, цыганского ансамбля "Красное Монисто" и группы обнажённых русалок.

Шоу должно поднять авторитет Огурцова и способствовать награждению его Орденом Октябрьской революции.
"Без лишних слов, без громкой фразы,
В любых условиях, везде
Большое дело водолазы
Спокойно делают в воде" (с)

Однако молодежь, обнаглевшая после хрущёвской оттепели, устраивает гнусную провокацию, и водолазный праздник заканчивается массовым побоищем, утоплением Моргунова и цыган в пруду, а также значительным ущербом для материально-технической базы Парка Культуры.

Финал фильма содержит ОЧЕВИДНЕЙШИЙ намёк на продолжение огурцовской саги, но насколько мне известно, такового продолжения, к счастью, не случилось. Зато спустя два года Ильинский полностью компенсировал провал "Старого знакомого", сыграв сразу все роли в очаровательной экранизации рассказов Чехова "Эти разные, разные лица" - очень рекомендую.
Tags: кино СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 279 comments