k's (andeadd) wrote,
k's
andeadd

Архетипические структуры личности, часть I: Эго, Персона, Тень

Странно человек устроен. Мы вот вроде бы все умные люди, но почему-то голова у нас забита хернёй несусветной, а ДЕЙСТВИТЕЛЬНО важные вещи мы не знаем и не хотим знать.
Вот вы же наверняка в курсе, что Обама помирился с Ираном, Пугачёва женилась на Галкине, а в "Игре Престолов" с Джоном Сноу случилась неприятность. И такого мусора у нас в башке - ТОННЫ.

При этом 99% из нас не знают, как устроена наша психика. А ведь это блин НАША психика, это НАС касается, а не каких-то обоссанных медийных персон или киногероев. Почему же они интересуют нас больше, чем мы сами? Удивительно...

В общем, давайте уже наконец потихоньку разбираться в себе.
Итак, в психике человека существуют ряд любопытнейших архетипических структур.
Сегодня мы поговорим о трёх из них - об Эго, Персоне и Тени. В следующем посте - об оставшихся. А потом создадим полную КАРТУ нашей психики, такую красивую и понятную, какой в интернете доселе не было.

Отдельно подчеркну, что эксклюзивные иллюстрации, идеально передающие ДУХ и СУТЬ описываемых структур, вдохновенно нарисовал один из лучших художников современности - Вячеслав mage_pro.
Итак.

Эго

Эго — это центр сознательной психики, наше неповторимое «Я». Не надо приравнивать сильное Эго к эгоизму. В аналитической психологии Эго — средоточие воли, разума, индивидуальности. Соответственно, это такой же центр эгоизма, как и альтруизма, такой же центр равнодушия, как и любви, такой же центр жестокости, как и милосердия.

Эго — герой-одиночка, предназначение которого — сражаться за нашу индивидуальность. Сражаться со страхами и психозами, с животными инстинктами, с давлением общества, с попытками окружающих сломать и изменить нас.

Выстоять в такой борьбе невероятно сложно. Поэтому большинство людей встают на простой и лёгкий путь — меняют свою индивидуальность на те или иные социальные роли, которые полностью предопределяют, что можно, а что нельзя, что любить, а что презирать, как и о чём думать, к чему стремиться.

Ведь когда за тебя уже всё решено, так лучше и спокойнее, правда? Как все, сходил на привычную работу, после неё, как все, убил время в модном ресторанчике; как все, в выходные потусовался с приятелями, как все, съездил в Европу летом. Чтобы было поменьше проблем, одеваться тоже нужно, как все, слушать музыку и смотреть фильмы — только те, которые не вызовут ни у кого лишних вопросов.

Так и вся жизнь пройдёт складно, без проблем и неожиданностей, без излишних метаний и размышлений, и можно будет ложиться в гроб с радостным осознанием того, что ты был не хуже других и действовал в соответствии со всеми утверждёнными социумом нормами. А социум тебя за это, возможно, даже наградит красивой медалькой. Посмертно.
Иными словами, Эго очень часто предаёт свою индивидуальность ради того, чтобы стать стандартным винтиком в общественной системе. Рождённый богами гордый и сильный герой превращается в жалкого суетливого слугу социума; и у этого слуги есть имя — Персона.


Персона

Персона — это маска, которую мы надеваем для взаимодействия с обществом, своеобразный компромисс между Эго и социумом. Этот компромисс, увы, неравноправен. По сути, мы просто принимаем условия игры, которые диктует нам общество (причём, даже те условия, которые откровенно глупы, бессмысленны и унизительны), но убеждаем себя, что это выгодная для нас сделка.

Персона представляет собой некую фантомную личность, обладающую набором характеристик, которые поощряет социум. Этот набор включает в себя как отдельные качества («в любой ситуации делать вид, что всё хорошо», «стремиться к тому же, что и все» и т.д.), так и целые готовые комплекты качеств — роль в семье, профессию, место на социальной лестнице и так далее.

Проблема в том, что очень часто Персона постепенно и незаметно отодвигает Эго на второй план, и человеку начинает казаться, что Персона — это и есть его истинное «Я». Он трусливо закрывает глаза на тот факт, что в таком липовом «Я» нет ни капли настоящей индивидуальности.

У подавляющего большинства людей Персона настолько радикально замещает Эго, что руководит человеком в любых условиях — даже если он находится наедине с собой и, казалось бы, может думать о чём угодно и действовать как угодно. Доходит до абсурда: мужчина старается приподнять рукав рубашки так, чтобы были видны его дорогие часы, даже когда ужинает у себя дома в одиночестве, а девушка, когда умывается, старательно изображает на лице высокомерие, несмотря на то, что на неё в этот момент никто не смотрит; и думают они, засыпая и просыпаясь, только о том, как приспособиться к обществу более эффективно и быть не хуже других. Маска полностью вытесняет и заменяет их настоящее «Я».

Персона, конечно же, необходима — ведь все мы живём в обществе и вынуждены к нему адаптироваться. Но надо чётко понимать, что Персона — это не наша индивидуальность. Самый серьёзный психологический кризис человека, кризис среднего возраста, как раз и связан с внезапным осознанием того, что вся первая половина жизни прожита не ради истинного себя, а ради требований общества, ради Персоны. Для человека это сильнейший удар, он чувствует себя жестоко обманутым, что и служит причиной тяжёлого кризиса.

Массовая культура всегда прислуживает социуму, поэтому несложно заметить, как она подменяет Эго Персоной. «Будь индивидуальным!» — кричат телевидение, интернет, рекламные плакаты. Но как предлагается достичь этой «индивидуальности»? С помощью модных товаров и модных развлечений; «модных» означает «одобренных большинством».

Получается, быть «индивидуальным» — это... быть как все. В итоге все эти лже-индивидуумы удивительно похожи друг на друга: они имеют только те вещи и гаджеты и практикуют только такие способы использования своего времени, которые терпеливо, методично и настойчиво навязывает им социум.

Попробуйте спросить себя: «Кто я в отрыве от своих социальных ролей? В чём состоит моя истинная индивидуальность? Или я — всего лишь набор стандартных моделей поведения, которые мне внушило общество?». Это очень тяжёлые вопросы, о которых люди предпочитают не задумываться. Но именно с этих вопросов и, соответственно, с отделения Эго от Персоны начинается у человека долгий путь к себе.



Тень

В младенческие годы мы проявляли себя открыто и непосредственно, не заморачиваясь внутренней цензурой: с равным удовольствием пробовали и обнимать маму, и бить её по носу своим розовым детским кулачком, вежливо просились в туалет и молча справляли нужду посреди комнаты, дерзко отнимали чужие игрушки и делились своими, сегодня мечтали быть великими художниками, а завтра — продавцами мороженого.

За какие-то из этих действий мы получали от своего окружения (сначала родителей, а потом и других людей) конфетки и похвалы, а за какие-то — пинки и подзатыльники. В итоге схемы «правильных», поощряемых обществом действий, мыслей и эмоций остались в нашем арсенале, а из «неправильных» и «нехороших» в психике каждого из нас сформировалась структура, которая называется Тенью. Тень — обратная, «тёмная» сторона личности, она концентрирует в себе всё то, что мы отвергаем и считаем недопустимым.

Обычно человека раздражает, когда другие люди (особенно того же пола, что и он сам) свободно используют те качества, которые у него находятся в Тени. Например, если вы девушка и вас буквально трясёт от женщин, которые постоянно врут и упиваются нарциссизмом, то можете быть уверены, что ваша Тень такая же, как они, — лживая и самовлюблённая. Ваше «тёмное» внутреннее содержание проецируется на другого человека, поэтому он у вас вызывает такую резко отрицательную, аффективную реакцию.

Проблема в том, что, отвергая те или иные качества, мы вместе с водой частенько выплёскиваем и ребёнка. Например, если у человека вытеснено в Тень такое качество, как самоуверенность, то сознательно он всеми силами будет избегать самоуверенного поведения — даже в тех случаях, когда оно необходимо (в частности, такой человек считает стыдным и недопустимым предложить свою кандидатуру на перспективную, достойную его способностей вакансию, так как «это слишком самоуверенно, а самоуверенность — признак хамов и негодяев»).

Ещё более печально, что в Тени часто оказываются наши лучшие таланты и способности. Например, в детстве вы были невероятно артистичны, но родителям это не нравилось, и они убедили вас, что «кривляются только избалованные и плохие дети»; с тех пор вы считаете, что артисты — это тунеядцы и дармоеды, а ваш талант, соответственно, вы без колебаний загнали в Тень.

Стоит присмотреться к Тени получше, как станет понятно, что она — отнюдь не Абсолютное Зло; среди её действительно неприемлемых, неприятных и ненужных качеств рассыпаны драгоценные камни, выброшенные туда незаслуженно и способные обогатить вашу личность. Поэтому очень важно перестать шарахаться от Тени, вступить с ней в диалог и не спеша разобраться, какие её черты можно взять на вооружение. Это ещё более трудный шаг, чем отделение Эго от Персоны, но столь же необходимый.

Смысл интеграции пригодных для этого частей Тени в том, чтобы уменьшить её давление на вашу личность и усилить Эго незаслуженно отбракованными качествами, сделав ваше сознание более устойчивым, гармоничным и способным к дальнейшему развитию.

Продолжение темы - здесь: http://andeadd.livejournal.com/1228576.html, окончание - здесь: http://andeadd.livejournal.com/1229033.html
Tags: Юнг, психологический психологизм, рисунки, френды

Posts from This Journal “Юнг” Tag

  • "Мир Дикого Запада" - 4 ответа на 4 главных вопроса

    Смотрите, какие соображения у меня появились насчёт Westworld'а после того, как я посмотрел на него глазами отца нашего родного Карла Густава Юнга.…

  • Допы-2

    Ещё немного маленьких дополнений. * * * К посту про психологов ( http://andeadd.livejournal.com/1324599.html). В профессии психолога изначально…

  • Кино про привидений

    В Библии есть такая известная история: однажды Моисей увидел терновый куст, который был охвачен ярким пламенем и горел, но не сгорал. Из куста…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 370 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →