k's (andeadd) wrote,
k's
andeadd

Топ-5 фильмов про Иисуса Христа

Мы, конечно, вообще не понимаем, о чём идёт речь, когда говорим "Христос Воскресе". Не просекаем МЕТАФИЗИКУ христианства - которая крайне впечатляюща, даже если во всё это не верить. Но ничего, постепенно разберёмся, всему своё время.

А начать разбираться можно с хороших фильмов на соответствующую тему:
"Страсти Христовы" ("The Passion of the Christ", 2004)
"Евангелие от Иоанна" ("The Visual Bible: The Gospel of John", 2003)
"Сын Божий" ("Son of God", 2014)
"Убить Иисуса" ("Killing Jesus", 2015)
"Евангелие от Матфея" ("Il vangelo secondo Matteo", 1964).

Заодно узнаете, в каком из них должен был сниматься Евтушенко.

* * *

"Страсти Христовы"
В первый раз смотрел его в далёкой молодости. Сейчас, когда жизнь перевалила за половину, сабж воспринимается в разы острее.


Невозможно красивый и СТРАШНЫЙ фильм, задающий абсолютно верную тональность истории с распятием Иисуса - тональность ФИЗИЧЕСКИХ мук. Конечно, для верующих людей Евангелие звучит абсолютно НЕ-физически - наоборот, бесплотно, как волшебное музыкальное сопровождение веры. Им, скорее всего, фильм кажется неоправданно жестоким. Но у нас, маловеров, он цепляет как раз НУЖНЫЕ струны, и цель здешней жестокости нам предельно ясна.


Ведь о чем мы читаем в Евангелии? Бог отдал сына своего единородного на муки и смерть, и это должно вдохновить и УКРЕПИТЬ дух людей, помочь им понять, как их любит Бог, раз принёс такую жертву.

Но о каких именно муках идёт речь? В самих Евангелиях и во всех экранизациях, кроме гибсоновской, страдания и смерть Христа довольно СТЕРИЛЬНЫ. Поэтому в представлении обывателя то насилие, которому подвергается Иисус, примерно аналогично тому, что устраивают для обычного гражданина с помощью резиновых дубинок в рядовом российском отделении милиции. Более того, обычному гражданину в такой ситуации надеяться на помощь не приходится, а Христос знает, что его воскресит Бог.

Тогда в чём же подвиг Христа, почему мы должны им вдохновляться?



Гибсон отвечает на эти вопросы В ЛОБ, максимально эффективно и правильно, - он показывает нам ТОГДАШНИЕ звериные реалии, а не те буколические картинки, которые мы воображаем, читая Евангелие. У авторов Евангелий строчка "Стражники ударили Иисуса" означает не пару декадентских пощечин, а изуверское избиение железными прутьями с неизбежными переломами и литрами крови. В то время это было НОРМОЙ, но заострять на этом внимание (особенно в святой книге) никому и в голову не пришло.


Гибсон открывает нам эту простую и очевидную вещь, и всё сразу становится ясно: муки Христовы действительно были МУКАМИ за гранью человеческих возможностей, а не дежурным спектаклем. Именно поэтому мысль о них должна укреплять нас - "Христос терпел и нам велел".


К тому же, такие страдания он вряд ли перенёс бы без веры в Бога, который его воскресит; соответственно, ЦЕННОСТЬ веры становится предельно понятна...


Я вот читал, что фрески с бичеванием и распятием Христа обычно рисовали в тех монастырях, при которых были лазареты. Т.е. именно для того чтобы, глядя на них, страдающие, умирающие люди укрепляли свой дух. Фильм Гибсона выполняет ту же - крайне важную - функцию.


* * *

"Евангелие от Иоанна"
Генри Йен Кьюсик, известный нам прежде всего по роли отмороженного ваххабита Десмонда из "Остаться в живых", здесь внезапно раскрывается как прекраснейший актер.


Во всяком случае кто бы мог подумать, что с его весьма спорным лицом можно сыграть Бога. Так СВЕТЛО смотреть и так ЧИСТО улыбаться, не сваливаясь в слащавую пошлятину - невозможно, но Генри смог, видимо, как раз с Божьей помощью. На его фоне расфуфыренные римляне выглядят материалистически жалко, как матрёшки полные духовных нечистот.


В смысле содержания сабж - строго побуквенная экранизация, без самодеятельности и прочих сюрпризов.


* * *

"Сын Божий"
На фоне открывающих титров кажут краткое содержание Библии - вот например Ева предлагает Адаму совершить первородный грех.


В этом фильме Иисус максимально не от мира сего - рафинированный беззащитный агнец; сначала это напрягает, но потом конечно напоминаешь себе, что подходить к нему с сиюминутными человеческими мерками глупо. Может, он и был таким. А может, каждый видел его по-своему.


Евангелия я читал давно, поэтому изумился, когда перед распятием Иисуса стражники схватили какого-то НЕГРА из толпы и велели ему помочь нести Иисусу крест. Думал, режиссер это ради политкорректности присочинил, ан нет - в Евангелиях действительно упомянут Симон Киринеянин, которого заставили нести крест, когда Иисус совсем обессилел.


* * *

"Убить Иисуса"
"Убить Иисуса" - название конечно слишком уж АДАПТИРОВАННОЕ к современным реалиям, как будто НТВшники помогали придумывать. "Ментовские войны 15: Пилат Рыхлый против Иуды Гунявого". А всё потому, что этот фильм снимали безбожники из National Geographic.


Соответственно, Евангелие здесь изложено приземлённо - в виде правдивой истории хорошего человека, который стремился нести миру добро и свет. При этом человек ОШИБОЧНО - по мнению национальных географов - предполагал, что ему в этом помогают высшие силы.
Спасибо хотя бы на том, что создатели сабжа не опустились до насмешек и прочей сатиры; история Иисуса изложена хоть и в материалистическом ключе, но в подчеркнуто УВАЖИТЕЛЬНОЙ тональности.


Отдельный респект за совершенно замечательный нюанс. Вы же помните, что Понтий Пилат хотел помиловать одного из осужденных - Иисуса или разбойника Варавву - и в связи с этим обратился к народу? Можно сказать, устроил Единый День Голосования. И народ дружно проголосовал... за помилование разбойника. Казалось бы - почему?? Неужели люди добровольно могут выбрать бандита вместо святого??


А всё очень просто объясняется: в фильме кажут, что на площадь, где проводилось голосование, сторонников Иисуса стража тупо не пустила. Пускали только друзей этого Вараввы, которые конечно же проголосовали КАК НАДО.
Вот откуда всё пошло-то; у пресловутых российских 146-ти процентов оказывается БИБЛЕЙСКИЕ корни.

* * *

"Евангелие от Матфея"
После просмотра художественного фильма "Сало или 120 дней Содома" можно подумать, что Пазолини - сумасшедший человек и сомнительный режиссёр. Однако посредством "Евангелия от Матфея" он частично реабилитируется.
Мне Христос в сабже напоминает бунтующего подростка, начитавшегося марксистской литературы. Сцены проповедей - как вдохновенные, гиперэнергичные выступления Маяковского на тему необходимости строительства ГОЭЛРО: Иисус говорит резко, отрывисто и, как бы поточнее выразиться, КОНСТРУКТИВНО.


Насколько я знаю, Пазолини был лютым атеистом, но зачем тогда, интересно, он взялся за совершенно серьезный, без ерничанья, фильм по Евангелию, за который даже получил специальную премию от Ватикана...


Любопытно, что на роль Христа Пазолини планировал пригласить Евгения Евтушенко, но что-то там у них не сложилось. Впрочем, Россия в фильме всё равно ЯРКО представлена: послушайте, какая песня звучит в апофеозе фильма - от снятия Иисуса с креста до воскресения: https://youtu.be/SsAJVBRC8R0?t=2h6m23s
Tags: кино, около кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Comments for this post were disabled by the author