k's (andeadd) wrote,
k's
andeadd

Две недели с Хайдеггером. День 11: Куда исчез субъект

Привычный всем нам термин "субъект" у Хайдеггера отсутствует.
Бытие человека Хайдеггер обозначает термином dasein (дазайн).

Прежде чем подробнее разбираться с тем, что такое дазайн, давайте выясним, куда же делся субъект?

Для начала вспомним, что такое субъект в его классическом понимании - это носитель сознания, независимый наблюдатель, ВЫНЕСЕННЫЙ за пределы мира объектов.
Раскачивать понятие субъекта начали ещё ДО Хайдеггера. В частности, постарался основатель феноменологии, учитель Хайдеггера - Эдмунд Гуссерль.

* * *

Нетрудно заметить, что наше сознание всегда на что-то направлено.
Проще говоря, мы не можем просто думать, т.е. думать НИ О ЧЁМ. Мы думаем о курсе доллара, девках, Путине, макаронах по-флотски, завтрашней погоде и т.д. Это неотъемлемое свойство сознания - направленность на что-то - называется интенциональностью.

В наше время даже людям, очень далёким от философии, уже не надо объяснять, что объекты, на которые наше сознание направлено, всего лишь некие КОНСТРУКЦИИ этого самого сознания. То есть нам недоступно, например, яблоко "в его истинном виде". Нам доступен некий фантом, который создаёт наше сознание, накручивая на объект (который неизвестно существует ли вообще) различные смыслы и ассоциации. Эту конструкцию каждый из нас и называет "яблоком".
То есть каждый интенциональный акт СОЗДАЁТ объект в нашем сознании.

Отсюда остался всего шаг до куда более интересного предположения: интенциональный акт создаёт не только объект, но и СУБЪЕКТ.

То есть интенциональный акт "Маша видит дерево" создаёт не только конструкцию "дерево", но и конструкцию "Маша".

Иными словами, интенциональный акт - первичен. Он как молния, которая, вспыхнув на секунду, создаёт на одном своём конце субъект, а на другом - объект.

То есть и субъект (интентор), и объект (интентум) - живущие всего лишь МГНОВЕНИЕ призраки, которые генерит каждая отдельная интенция.


Это легко понять, если представить например, несколько СИЛЬНО разных интенциональных актов:
1. Вы видите классные сиськи.
2. Вы видите отвратительную сколопендру.
3. Вы видите летающего розового слона размером с десятиэтажный ДОМ.


Совершенно понятно, что во всех этих случаях ваши "я" будут ДИЧАЙШЕ отличаться друг от друга.
Именно потому, что это РАЗНЫЕ "я", разные ИНТЕНТОРЫ.
Каждый интенциональный акт создаёт и воспринимаемое, и воспринимающего С НУЛЯ.
Одноразовый объект и одноразовый субъект.

* * *

Закономерный вопрос: если в КАЖДОМ отдельном интенциональном акте создаётся НОВЫЙ субъект, то откуда у нас СТАБИЛЬНОЕ, непрерывное ощущение своего "я"?

Помнится, Пелевин объяснял это весьма доходчиво: давайте представим, что у человека ежесекундно меняется голова, но ШАПКА, которая на неё надета, остаётся одной и той же. Соответственно, ЖМЁТ она все эти сменяющие друг друга головы одинаково, в одних и тех же местах. Именно это постоянное ощущение и создаёт иллюзию постоянного "я".

Что именно является ШАПКОЙ? Память + особенности нашего МАТЕРИАЛЬНОГО тела, то есть нейроны, аксоны, гормоны и прочее, что к интенциональным ВСПЫШКАМ в сознании имеет такое же отношение, как шапка к голове, то есть НИКАКОГО.

В рамках этой теории субъект - это ФАНТОМ, не заслуживающий серьёзного внимания. Именно поэтому он Хайдеггера и не интересует: "Дазайн объективно существует, субъект - НЕТ".
Tags: Две недели с Хайдеггером
Subscribe

Posts from This Journal “Две недели с Хайдеггером” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →