k's (andeadd) wrote,
k's
andeadd

Две недели с Хайдеггером. День 12: Что такое дазайн

Итак, мы выяснили: то, что мы привыкли называть субъектом, по Хайдеггеру - ИЛЛЮЗИЯ, не заслуживающая большого внимания. Внимания заслуживает объективно существующий ДАЗАЙН, который создаёт эту иллюзию.

Что же такое дазайн?
Если вы прочитаете СТО авторов, которые пытаются толковать Хайдеггера, то увидите у них СТО разных формулировок.

Внесу и я свою лепту: дазайн - это время, которое ощутило свою динамику.
Нигде такой формулировки не видел, но, мне думается, даже если она и не на 100% соответствует истине (а она НЕ соответствует, как и все остальные существующие определения дазайна), то СИЛЬНО помогает к ней приблизиться.

Попробую пояснить.

Понятно, что если Вселенная бесконечна (или если существует бесконечное число Вселенных), то НЕИЗБЕЖНО возникнет ситуация, когда атомы соединятся в некое ЖИВОЕ существо, функционирующее по совершенно ИНЫМ законам, нежели весь остальной состоящий из атомов мир. То бишь рано или поздно появится первая АМЁБА. При этом амёба (сова, собака, лемур и т.п.) - это категорически НЕ то же самое, что камень, вода, лава и другие мёртвые структуры; амёба - это СОВСЕМ другая песня.

Точно так же можно предположить, что если время течёт бесконечно, то неизбежно возникнет ситуация, когда в результате неких ФЛУКТУАЦИЙ и ПЕРЕСЕЧЕНИЙ прошлого, настоящего и будущего возникнет, скажем так, особым образом структурированный СГУСТОК времени, который функционирует по совершенно иным законам, чем всё остальное окружающее время, то бишь то "нулевое", "невидимое" время, в котором живут камень, вода, лава, амёба, собака, лемур, сова и прочие живые и неживые конструкции.

Сечёте?

* * *

Теперь поехали дальше.

Живое существо реагирует, прежде всего, на динамику материальной окружающей среды.
То бишь "ожившие" атомы реагируют на состояние других атомов: амёба ищет, где посвежее вода, где поменьше врагов, где пожирнее водоросли и т.д.

Соответственно, "сгусток времени", о котором мы говорили выше, прежде всего, реагирует на... что? На время, естественно. То бишь он рассматривает себя и мир вокруг себя через призму времени. Он ощущает, что его бытие временится, ощущает свою конечность, СМЕРТНОСТЬ, чувствует перспективу слияния с мёртвым, НУЛЕВЫМ временем.

* * *

То есть мы с вами в своей ОСНОВЕ - сгустки времени.
Вот есть в фантастических романах существа, состоящие из света, а мы - существа, состоящие из ВРЕМЕНИ.
Наша истинная ДНК - переплетение нитей прошлого, настоящего и будущего.
Это переплетение, осознавшее себя, и есть ДАЗАЙН.

Впрочем, осознавшее себя - это громко сказано. ЕДИНСТВЕННОЕ, что "ощущает" дазайн - это, как уже было сказано выше, свою ВРЕМЕННОСТЬ, конечность, смертность, т.е. свою фатальную НЕСТАБИЛЬНОСТЬ, которую он всё время пытается минимизировать (Хайдеггер называл это "ЗАБОТОЙ"; дазайн постоянно ОЗАБОЧЕН своей катастрофической перманентной нестабильностью).

Итак, реально существует только сгусток времени, зацикленный на своей временности (но классической декартовской субъектности в нём примерно столько же, сколько в волчке, "зацикленном" на том, чтобы не упасть).


Всё остальное - ИЛЛЮЗИИ, которые этот вибрирующий сгусток-волчок генерит в процессе своего неизбежно замедляющегося вращения и падения в НИЧТО, в НУЛЕВОЕ время. Одна из этих иллюзий - СУБЪЕКТ, который как раз и "осознаёт себя".

* * *

Хайдеггер много говорил об аутентичном и неаутентичном экзистировании дазайна.
То бишь о ПРАВИЛЬНОМ и НЕПРАВИЛЬНОМ модусе существования человека.

Тут всё предельно просто:


Если дазайн отличается от всего остального сущего осознанием своей смертности, то аутентичное экзистирование - это жизнь в ПОЛНОМ осознании того, что ты смертен. По Хайдеггеру, это неизбежно превращает человека либо в философа, либо в поэта.

Если ты не философ и не поэт - значит ты экзистируешь НЕ аутентично, то бишь прячешься от осознания своей смертности в безличных схемах существования, которые предлагает нам социум. Инстаграм, камеди клаб, вконтактик, сериальчики и вот это всё. В таком СЕТТИНГЕ время КАК БЫ не течёт, и жизнь КАК БЫ вечна.

А вот СЛИВАЕШЬ себя в унитаз ты в таком сеттинге не КАК БЫ, а по-настоящему.

Впрочем, какого такого СЕБЯ, если никакого субъекта НЕТ, соответственно, и жалеть не о чем и не о ком??

Те, кто экзистируют НЕ аутентично, на этот вопрос ответить при всём желании не могут.


Могут только философы и поэты.
Tags: Две недели с Хайдеггером
Subscribe

Posts from This Journal “Две недели с Хайдеггером” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments