k's (andeadd) wrote,
k's
andeadd

Category:

На вопросы отвечает типолог Александр Латышев, часть II

Продолжают поступать вопросы типологу из Санкт-Петербурга Александру Латышеву (см. https://youtu.be/GYV-ZpoxfJs).
Сегодня Александр отвечает на самые интересные из них.

* * *

Вопрос:
Многие знают о существовании соционики, MBTI, психософии. Но вы в интервью упомянули кристонику, темпористику и кардиналику, которые не столь популярны. Не могли бы вы вкратце о них рассказать? Что у них общего и чем они отличаются?

Ответ:
Кристоника, темпористика, кардиналика - это типологии, построенные на той же идее, что и психософия: "Увы, вселенная не заточена под мои нужды, и мне придётся как-то адаптироваться к окружающему миру".



Психософия объясняет, как мы справляемся с тем фактом, что у нас есть собственная воля, но мир как-то не спешит под эту волю прогибаться. Она рассказывает, какие стратегии мы применяем, сталкиваясь с этим фактом, в какие конфигурации они складываются.

Темпористика направляет внимание на то, что мы чувствуем в себе бессмертное начало или, по крайней мере, хотим, чтобы часть нас жила вечно - в то время как в физическом мире всё разрушается, умирает, забывается, перевирается и где-то вдалеке маячит тепловая смерть Вселенной. Темпористика рассказывает о типовых стратегиях адаптации человека к бренной природе мира.

Кристоника - тоже очень интересная типология, она рассказывает о том, как... шагнуть в неизвестность. У меня есть об этом пара постов, в своё время очень популярных:
https://mozgosteb.livejournal.com/69323.html
https://mozgosteb.livejournal.com/69541.html
Планирую развивать эту тему дальше.

Кардиналика делит людей на типы, исходя из их отношения отношению к кардинальным добродетелям, которые признаются таковыми во всех здоровых культурах: стойкость (мужество), целомудрие (умеренность), справедливость и благоразумие.
Кардиналика строится на том же принципе адаптационных стратегий, что и все вышеупомянутые типологии: у каждого из нас есть внутренняя нравственность, представление о хорошем и плохом, но мир не даёт никаких гарантий, что нравственное будет вознаграждено, а безнравственное - наказано. Соответственно, нам нужны стратегии, как адаптировать свою нравственность к этически равнодушному миру. И эти стратегии, естественно, типичны.


То есть существует некая метамодель, из которой вышли все эти типологии. Просто в каждой из них разный взгляд на то, что есть "я" и что есть "мир", и поэтому рассматриваются разные стратегии адаптации. Но общий стержень один и тот же: 4 аспекта, 24 типа, везде есть болевой аспект и так далее.

* * *

Вопрос:
Как соотносятся соционика и психософия? И не мог бы Александр обосновать такое противоречивое сочетание, как болевая ЧС по социотипу и первая физика по психософии?

Ответ:
Есть такой парадокс, касающийся большинства типологий.
То, что мы типируем, - не видно. То, что видно, - не есть тип. Видны внешность, речь, поведение. Но мы же типируем не внешность, не речь и не поведение. Типируем то, чего не видно, - мышление, мотивацию и другие внутренние особенности, то, к чему у типировщика нет прямого доступа. То есть, наблюдая следствия, мы пытаемся понять, что за причины их вызвали.

Описанные в типологической литературе внешние симптомы болевой ЧС и первой физики абсолютно не стыкуются друг с другом, полное впечатление, что они несовместимы. Так и есть. Стандартные внешние проявления болевой ЧС и первой физики - взаимоисключающи. Но то, что укоренено в мышлении, то, что составляет основу типов, то есть первопричины, - прекрасно могут сочетаться в одной голове. Просто в этом случае внешние проявления будут… скажем так, не совсем обычными.

Чтобы всё это не казалось парадоксом, необходимо понять, в чём состоит различие соционики и психософии.



1. Соционика претендует на описание ОБЪЕКТИВНЫХ способностей человека обрабатывать ту или иную информацию, например логическую и сенсорную.
Психософия же говорит о СУБЪЕКТИВНОМ: на что человек опирается так, как будто это его сильная сторона.
Можно сказать так: в психике человека сначала стоит фильтр его соционического типа, а потом уже фильтр его психософского типа.
Если до психософского типа доходит меньше, чем ему нужно, он выдумывает недостающее. Сильная сенсорика в соционике означает, что человек буквально купается в сенсорной информации, её много, и он объективно умеет с ней работать. Сильная физика в психософии означает примерно следующее: я уверен, что могу менять физический мир.
Грубо говоря, “физик” - тот, кто начинает драку, “сенсорик” - тот, кто побеждает в драке.

2. Функции в соционике и функции в психософии - о разном. Болевая функция в соционике, строго говоря, не обязана болеть. Объективно фильтр болевой функции таков: он очень чувствителен, узконаправлен и быстро перегружается.
Мой любимый пример - “болевая и мочалка”. Человек берёт в руки мочалку и остро чувствует, какая она колючая. При этом, то, что мочалка может приятно почесать спину, то, что острое сенсорное ощущение разгоняет кровь и придаёт бодрости, проходит мимо него, так как это уже за фильтром.
Конечно, если у человека есть такой фильтр, логично, что он будет его использовать для того, чтобы детектить опасное и нежелательное. Самый подходящий инструмент - чуткий и с быстрым отсечением лишнего. Например, болевая ЧС отлично подходит для того, чтобы детектить силовые угрозы.

Я хочу, чтобы вы ясно увидели приоритеты.
В соционике то, ЧТО я получаю, КАКУЮ информацию - обязательная часть типа. ЗАЧЕМ я использую информацию - только наиболее вероятное следствие. То есть возможна такая ситуация: носитель болевой ЧС видит, что на него серьёзно наезжают и может даже объективно не иметь никаких средств противостоять наезду, но при этом махнуть рукой: “а, пусть”. Это редкая конституция психики, но она возможна.

В психософии всё наоборот: ЗАЧЕМ на первом месте, а КАКИМИ средствами - на втором. Первая функция будет осуществлять целеполагание вне зависимости от того, есть у неё достаточно информации или нет. Если нет, будет активно галлюцинировать, выдавать желаемое за действительное, воображать, лишь бы исполнить своё предназначение - быть фарватером личности. Как правило, первая функция становится крутой в своём деле не из-за врождённых способностей, а из-за приобретённых. Она заставляет своего носителя получать массу опыта, в том числе негативного. Болевой ЧСник с третьей физикой получит пару синяков на скалодроме и больше никогда туда не пойдет. Болевой ЧСник с первой физикой сломает ногу и все пальцы, а потом пойдёт ещё раз.


* * *

Первая часть ответов на вопросы: https://andeadd.livejournal.com/1743998.html
Tags: соционика, френды
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments