Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Джимми

Месяц с Социологией Юнга. День 2: Премодерн-Модерн-Постмодерн

История человеческой цивилизации, по сути, является историей взаимоотношений сознания и коллективного бессознательного.

Если смотреть на историю человечества с этой точки зрения, то после того как сознание человека отпочковалось от бессознательного, то есть вылезло из тупой животной АРХАИЧЕСКОЙ ТЬМЫ, можно различить следующие три эпохи:
1. Эпоха религии (премодерн)
2. Эпоха науки (модерн)
3. Эпоха развлечений (постмодерн)



1. ЭПОХА РЕЛИГИИ (Премодерн)

В Эпоху религии человек воспринимал себя как творение божественных сил, а окружающий мир — как наполненный божественным присутствием. Можно сказать, что ЧСВ человека стремилось к нулю, он ощущал себя букашкой перед могучими силами, неизмеримо превосходящими его разумение.

С точки зрения взаимоотношений сознания и бессознательного это означает, что бессознательное в Эпоху религии оказывало на слабое человеческое сознание огромное влияние, а сознание, чтобы сохранить себя, пыталось смягчить это влияние, обличая его в форму ритуалов, традиций и религиозных символов. Но, понятное дело, не всегда это удавалось, поэтому этнические, религиозные, территориальные конфликты и прочие, зачастую абсолютно ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ войны "остроконечников и тупоконечников" были обычным делом.


* * *

2. ЭПОХА НАУКИ (Модерн)

Но примерно в XVII веке потихоньку-помаленьку началась Эпоха науки, эпоха прогресса: ЧСВ у людей проснулось и начало медленно, но упорно разворачиваться до невиданных масштабов. Люди решили, что настала пора свергнуть богов и занять их место.

Суть Эпохи науки можно выразить примерно так:
«Отныне я, человек, провозглашаю себя свободным от влияния бессознательного: от всех религий, суеверий, аффектов, иррациональных разрушительных идей и прочего безумия. Теперь я буду руководствоваться только чистым разумом, развивать науку и технику и в итоге стану таким же всесильным и всезнающим, как боги, придуманные моими глупыми предками».

Эта убеждённость в величии человеческого разума становилась всё более и более распространённой среди «прогрессивного человечества». В итоге к началу XX столетия с тёмными бессознательными влияниями было, казалось, полностью покончено. Человек ощутил себя абсолютно рациональным и жёстко контролирующим своё сознание.


Однако это ощущение было ложным. В XX веке люди, «ставшие абсолютно разумными и сознательными», в самом центре просвещённой Европы начали две чудовищные мировые войны и развязали жесточайший политический террор, уничтожив десятки миллионов себе подобных. Во имя совершенно иррациональных идей, которые одна за другой поднимались из глубин бессознательного, люди умирали сами и убивали других, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей.

Collapse )

То есть Эпоха развлечений - постмодерн - всё более и более успешно выполняет свою задачу - защищает человека от самого себя. Правда, для этого ей приходится переплавлять Человека в нечто другое - в юзера/зрителя, бессмысленного потребителя цветных картинок с полностью парализованным мозгом.

Оправдывает ли цель средства?
То есть стоит ли ради всеобщей безопасности превращать человечество в стадо вечно хихикающих дебилов?
Вопрос.

* * *

Подробнее о теории Юнга - в моей книге "Архетип счастья":



См. https://andeadd.livejournal.com/1370936.html
Джимми

"Собибор"

Это фильм-тест - настоящий вы фанат Хабенского или просто притворяетесь. Потому что смотреть это можно только если вас невыносимо прёт от Константина Юрьевича. Если же вас не прёт, то уже на 10-й минуте фильма становится очевидно, что первый режиссёрский опыт не удался. Не удался прям по полной программе. Ну знаете, это когда возникает стойкое, искреннее и УБЕДИТЕЛЬНОЕ ощущение, что даже вы сняли бы лучше.

Вот все ругают Михалкова - мол, у него сплошной лубок и агитпроп по три рубля пучок. Но о его лубке и агитпропе хотя бы хочется поговорить. Поругать. Поиронизировать. Есть всё-таки у Усатого Шмеля (тм) талант режиссёра, пусть и странно ТРАНСФОРМИРОВАВШИЙСЯ с годами.
Хабенский же так выстроил своё - тоже сугубо лубочно-агитпропное - кино, что ни ругать, ни иронизировать не хочется; хочется отвернуться и забыть.

* * *

Впрочем, это всё, как ни парадоксально, не имеет НИКАКОГО значения. Вот правда.
Главное, что Хабенский взялся за правильные темы - свой народ, своя религия (пусть пока и очень пунктирно), жизнь-смерть и прочее НАСТОЯЩЕЕ.

Реально, хорош уже изображать из себя бравых работников угрозыска, интеллектуальных бизнесменов и прочих клоунов. Поигрался и будет; годы-то уже такие, что пора задуматься о том, что действительно важно и от чего мы всю жизнь так старательно убегаем.


Мозговитый юнгианец Джеймс Холлис пишет:
"В рассказе «Фанатик Эли» есть прекрасный пример изменений, которые происходят с человеком в определенном возрасте.
Действие разворачивается сразу после Второй мировой войны. Эли – успешный адвокат, живущий в американской провинции. Он - еврей, но давно забыл об этом. Его совершенно не интересуют ни религия, ни традиции своего народа; единственное, что он хочет - быть успешным американцем, и у него это отлично получается.
Когда в его городе появляется группа евреев, которые во время войны оказались в концентрационном лагере и выжили, Эли посылают к ним, чтобы попросить их не слишком акцентировать внимание на их национальной идентичности.
Но во время беседы с ними Эли вдруг понимает, что его собственная идентичность на поверку оказывается «пустой» и лишённой всякой опоры.
В конце рассказа он продает свой дорогой костюм, меняет его на поношенную одежду старого раввина и идет по центральной городской улице, громко декламируя свое библейское имя".


По-видимому, то же самое происходит с Хабенским, и нам остаётся за него только порадоваться и самим задуматься о НАШЕЙ идентичности. Ненене, наши новенькие "конверсы", наши прочитанные книги, банковские карточки и плейлист в смартфоне - это НЕ идентичность, это не прокатит. Надо искать, искать.


* * *


Мои книги (написанные в соавторстве с интереснейшими людьми, настоящими профессионалами в своих областях)
можно приобрести во всех приличных книжных магазинах, в частности, вот здесь (логотипы кликабельны):


Джимми

Самые странные люди. Часть III: Симон Маг

Во времена моей юности одной из самых популярных игр была "Simon the Sorcerer" - квест про юного волшебника-мизантропа, который решает свои проблемы посредством мощных фаерболов и щедрого обкладывания матюками всех встречных-поперечных граждан. При этом большинство фанатов "Simon the Sorcerer" до сих пор не в курсе, откуда у игры такое название и к какому историческому персонажу оно отсылает.
Меж тем, речь идёт о Симоне Маге.

* * *

Симон Маг (он же Симон Волхв) - главный карбонарий в истории христианства. "Отец всех ересей", как прозвали его руководители официальной Церкви.

Симон жил в одно время с Иисусом и апостолами и пытался самореализоваться в колдовстве. Получалось у него всем на зависть, но он хотел еще круче, и решил достичь этого самым коротким путём: купить дополнительные скиллы у апостолов Петра и Иоанна. Мол, я вам баблишка подкину, а вы меня научите как чудеса творить; понимаю, что предложение наглое, но не мы такие, время такое.

Апостолы, конечно, ему отказали, но Симон не особо расстроился и приступил к "Плану Б": выкупил из местного публичного дома проститутку и объявил себя богом, а её - Прекрасной Еленой, воплощенной божьей Премудростью.
Вдвоем они успешно проповедовали свое учение на обширных территориях Ближнего Востока. Более того, Симон так продвинулся со своими магическими экспериментами, что создал гомункулуса - карлика-андроида, который оказывал на зрителей могучий эффект своим инопланетным видом и хорошими манерами.


При этом сам Симон специализировался на гипнозе и левитации, а Елена поражала паству не имеющей аналогов красотой и навыками древнееврейского нейро-лингвистического программирования.

Размявшись на отдаленных городах сирийщины и аравийщины, Симон понаехал покорять Рим. Чтобы поразить тогдашнего императора Нерона, а заодно и римскую чернь, Симон собрал всех на центральной площади и после небольшого вступления на тему смысла жизни легко ВЗМЫЛ над Колизеем, словно истребитель вертикального взлёта СУ-35.

Collapse )
Джимми

"Мама" - 8/10

В истории кинематографа более сотни фильмов с названием "Мама", но любой рождённый в СССР кинолюбитель выделит из них ТРИ:
"Маму" 1976 года с Боярским и Гурченко
"Маму" 1999 года с Мордюковой и Машковым
и вот теперь ещё и "Маму" 2017-го с Бардемом и Лоуренс.

* * *

Сразу бросается в глаза, что все три фильма объединяет слово "ОВЦА".

В "Маме" 1976-го овцу (не в интеллектуальном, а в ЗООЛОГИЧЕСКОМ смысле) играет Гурченко.


"Мама" 1999 года рассказывает о семье ОВЕЧКИНЫХ (внимание - НЕ хоккеистов! там совсем другая история).


И, наконец, в "Маме" 2017-го центральным эпизодом является заклание агнца (то бишь, по русски говоря, принесение в жертву ОВЦЫ).


Случайность? Хера с два. Случайностей НЕ БЫВАЕТ.

* * *
Collapse )
* * *

Лично я думаю следующее:

Версия №1.
Персонаж Лоуренс - это София, Премудрость Божия.


"В русской религиозной философии XIX—XX веков учение о Софии развивали В.С.Соловьёв, С.Н.Булгаков и П.А.Флоренский. Соловьёв определил «Софию Божества» как единую субстанцию Божественной Троицы, Её всеединство (фр. tout dans l’unite), абсолютное единство, образующее мудрость, и — в противоположность Богу, как безусловно единому, — множественность, содержащую единого (осиленную им и сведённую к нему). Её действия начинаются в момент создания «мировой души».

...Если по отношению к Богу София — пассивно зачинающее лоно, «зеркало славы Божией», то по отношению к миру это — строительница, созидающая мир, как плотник или зодчий складывает дом как образ обжитого и упорядоченного мира, огражденного стенами от безбрежных пространств хаоса; дом — один из главных символов Библейской Премудрости (Прит. 9:1 и др.)."


Согласитесь, это она и есть: строительница, дом, мудрость. София.

* * *

А мой прекрасный френд Роман rtr_brainz считает вот так:

Версия №2.
Персонаж Лоуренс - это тоже Бог, но ДРУГОЙ.


Цитирую Романа: "Герой Бардема — Бог попсовый, распиаренный, нравящийся всем. Героиня Лоуренс — Бог, который в тебе. Уютный, оберегающий, старающийся вести по правильному пути.
И героине Лоуренс очень точно подходит фраза про "нахуй вас" из всем известного баттла.
Так она и поступила, впрочем".


Если я правильно понимаю Романа, речь идёт о строках:
...Лучше я сдохну ебучим ноунеймом,
Чем прославлюсь и стану тобой
.


* * *

И, наконец, еще одна версия - от проницательной cielly.

Версия №3.
Фишка в том, что не Бардем создал Лоуренс, а Лоуренс - Бардема.


Цитирую: "Героиня Лоуренс - символ праны, всепроникающей энергии, которая создает и обуславливает Бога-Бардема, а не наоборот. Он только кажется создателем.
Причём, Бог-Бардем, показанный в фильме - это тестовая модель, несовершенная. У той «жены», которая просыпается в конце, бог может получиться лучше."

* * *

Безотносительно того, какая из версий правильная, фильм затянутый - это, безусловно, недостаток.
Но главное, ребята, он нащупывает РЕАЛЬНОСТЬ.
Вы думаете, что реальность - это вот эти ваши джинсики, платьишки, сериалы, дети, работа, деньги и трамваи?
Неа.
Всё это примерно в миллиард раз дальше от истинной реальности, чем хтонический пиздец, показанный в сабже.
Джимми

"Оставленные Богом", "Орвилл", "Каратель"

Оч. коротко о свежих сериалах.

* * *

"Оставленные Богом"
В центре сюжета - конфликт между пожилым кровожадным бандитом Фрэнком Гриффином и его дерзким приёмным сыном, который тоже кровожадный, но зато симпотный и в глубине души хороший.
На стороне злого Фрэнка - сотни профессиональных головорезов, на стороне доброго сынульки - небольшой городок, населённый одними женщинами.


Совершенно ясно, что силы неравны: изощренный феминистический ум не оставляет бандитам никаких шансов на выживание, поэтому смотреть на безжалостное истребление наивных самцов грустно и больно, кровь кипит, слёзы катятся; но видимо судьба у нас такая; матриархат неизбежен.

* * *

"Орвилл"
Чрезвычайно лёгкий и позитивный сериал про межпространственные похождения интернациональной команды звездолёта "Орвилл".


Необычная пара главных героев, бодрый сюжет, скудные но симпатичные декорации и много юмора, примерно такого:
- Наша раса состоит только из мужчин. Женщины - это плохо. Если у нас рождается девочка, мы её оперируем и превращаем в мальчика. А у вас, людей, так делают?
- Нет. Мы не считаем, что вагина - это проблема. Хотя... смотря как ею пользоваться.


Тем, кому прославленный "Светлячок" показался в целом приятным, но ПЕРЕОЦЕНЕННЫМ, "Орвилл" должен прийтись как раз впору.

* * *
Collapse )
Джимми

Продано

Вчера картина Леонардо да Винчи "Спаситель мира" была продана за 400 млн баксов и таким образом стала самым дорогим произведением искусства за всю историю человечества.
Мне в этом видится сумасшедшей мощи СИМВОЛ, символ ОКОНЧАНИЯ этой истории.

Бог как бы ПРОЩАЕТСЯ с нами, говоря: "Ок, я дал вам свободу выбора, и вы свой выбор сделали - денежки вместо меня".

* * *

Если кто-то вообще не в курсе, кто изображён на картине - имеет смысл узнать об этом посредством хорошего кино:
https://andeadd.livejournal.com/1406585.html
Джимми

Итсизм в картинках

Посмотрел по непопулярному телеканалу "Культура" интереснейшую беседу с социологами и теологами о религиозных воззрениях нынешней молодёжи.

Оказывается, большинство юношей и девушек в Европе, Америке и российских городах-миллионниках нынче относят себя к ИТСИСТАМ.

Если кто-то думает, что итсизм - это что-то страшное, с жертвоприношениями, оргиями и экстатическими танцами под Луной, то нет. Итсизм - это всего лишь вера в нечто надматериальное. Именно в нечто, то есть непонятно во что.

Спросите своих знакомых:
- Вы верите в бога?
и в большинстве случаев услышите ответ:
- Нуууу... я верю, что ЧТО-ТО ТАКОЕ есть...

Вот вера во "что-то такое" и называется итсизмом.

Для закрепления этого понятия попросил моих замечательных френдов glukoff, k_medvezhonkina, sister_lu, olgalit, 3loy3ebr, hemso поучаствовать в художественном воплощении этого определения.

Заодно добавлю несколько любопытных фактов об итсизме и итсистах.


Collapse )

Из этого следует недвусмысленный вывод, что итсизм к тру-вере не имеет никакого отношения. Настоящая вера - это мощнейший волевой акт, а итсизм скорее наоборот - свидетельство разжижения мозга: "что бог, что инопланетосы - один хрен".


Простой и понятный (но, мне кажется, не очень точный) русский аналог подозрительного слова "итсист" - "внеконфессиональный верующий".
То бишь "верю, но во что-то своё, сугубо индивидуальное".
Джимми

Гештальт

Ездил сегодня в Троице-Сергиеву Лавру и завершил там свой давний гештальт.


С детства хотелось подойти к священнику или монаху и спросить:
- Ну ладно, вы играете определенную и очень важную роль в обществе, но сами вы в Бога верите? Вот прям реально ВСЕРЬЁЗ? То есть для вас вопрос "ДА" или "НЕТ" вообще не стоит?

И вот сегодня вижу - сидит на скамейке и читает книгу местный послушник (или не знаю как его назвать, я в чинах не разбираюсь). Лет 30, лицо очень умное и тонкое. То есть вызывает доверие.

Ну я и решил, что настала пора гештальт завершить. Подошёл и спросил то, что хотел уже стописят лет:
- Вы реально верите вот в это всё? Или вас, допустим, набожные родители в детстве сдали учиться в академию при Лавре, и у вас там не было другого выбора, кроме как уверовать?

Он говорит:
- Тут всё наоборот: не я верю, потому что тут работаю, а я тут работаю, потому что верю. В моей жизни случились ТАКИЕ встречи с трансцендентным, после которых не уверовать невозможно. И вот я бросил мирскую жизнь и пришёл сюда. Соответственно, в вопросе о существовании Бога для меня всё абсолютно ясно и понятно - он ЕСТЬ.


* * *
Collapse )
Джимми

Запах

В свое время прочитал у одного теолога такое, что из головы до сих пор не выходит.
Примерно вот что:

Умерший праведник для неверующего человека воняет всем, чем полагается покойнику - тленом, разложением и гнилью.
Неприятно в общем пахнет.



А глубоко верующий чувствует своим носом совершенно иное.
Для него тело умершего праведника РЕАЛЬНО пахнет свежим утренним воздухом, сладким мёдом и цветами.



Но есть ещё более сильная степень веры, вообще прям ТРУ.
Collapse )

Этот ПАССАЖ можно толковать несколькими способами (я насчитал как минимум четыре), в т.ч. диаметрально противоположными.
Наверное, поэтому он так врезается в мозг.
Джимми

Смерч

Вот эта мысль о Косе
http://andeadd.livejournal.com/1437180.html
то бишь о том, что мир замешан не на НУЛЕ, а на МИНУСЕ, изрядно меняет восприятие реальности и, в частности, деятельности Бога.

Смотрите. Если Бог действует в атмосфере с НУЛЕВОЙ энергией, то картинка рисуется совершенно ванильная.
Непонятно, что ему мешает построить идеальный мир и пойти спать.


Но если он действует в МИНУСОВОЙ атмосфере, в атмосфере КОСЫ (ох какая же удачная аллегория), то условия, в которых он работает, выглядят примерно так:

(более страшной фотки смерча я не нашёл к сожалению).

То есть Боженька свои кубики складывает в центре ЧУДОВИЩНОГО, ТОТАЛЬНОГО урагана, который непрерывно сметает, разрывает на части, превращает в прах абсолютно всё. Этот ураган - воплощённая сверхсветовая гиперэнтропия, это сама смерть, проглотившая триллион тонн стероидов.

* * *

Понятно, что возникают вопросы "А как же ВСЕМОГУЩЕСТВО Бога? почему он не может одним махом усмирить этот ураган?" и т.д. и т.п.
Хрен знает.
По-любому, безотносительно этих вопросов, картинка с кубиками и смерчем мне видится очень, ОЧЕНЬ правдоподобной.

Иными словами, Бог совершает любое действие через ЯРОСТНОЕ, бескомпромиссное, сумасшедшее сопротивление Смерти.
То есть он действует не в вакууме, а в очень ПЛОТНОЙ и предельно агрессивной среде.


* * *

Впрочем, думать над этим - гораздо более энергозатратно, чем смотреть "Камеди клаб" и листать инстаграм, поэтому давайте побережем себя и лучше поразгадываем наши русские присказки и песни, переведённые на инглиш искромётной nasty_nastya.

Collapse )